среда, 4 марта 2009 г.

    Методы воздействия на подсознание человека

    На правах первой статьи в блоге.

    Когда-то давым давно, когда трава была зеленее, а вода чище, нам в институте читали интересную лекцию на тему человеческой психологии и способах влияния на массы. Лекция мне очень понравилась, хотя многие темы были затронуты довольно повехностно. Я решил оформить основные мысли той лекции в отдельную статью, чтобы не забыть.
    Насколько она будет полезна другим - судить не мне.


    Во времена всеобщей информатизации Интернет является не только отличным средством для общения, чтения новостей или даже заработка, но и прекрасной возможностью влиять на массы. Думаю, что многие из "обитателей" всеобщей паутины не смотрят (ну или почти не смотрят) телевизор. Кто-то не находит себе там ничего интересного, кто-то считает, что там всё куплено и людям врут, а кто-то попросту экономит электричество :) Многие, если не все, слышали про "зомбирование" населения через СМИ и телевидение. Однако не все задумываются о том, что похожие методы влияния на сознание, а точнее подсознание людей действуют и во всемирной сети Интернет.

    Проинформирован - значит вооружен. Этой статьей я хотел бы "вооружить" читателей в борьбе с внешним воздействием на сознание людей. Ну а кто-то, может быть, сможет применить полученные знания в общении с начальником, обсуждая повышение зарплаты ;-)

    Начнём издалека. В упрощённом варианте, когда мы рассматриваем мыслительный процесс человека, то говорим о сознании и подсознании человека.
    Сознание - это буфер человеческого мозга. Сознание напрямую взаимодействует с сенсорами человека - органами чувств. Мы получаем информацию, обрабатываем её и, если считаем её достойной, запоминаем - переносим информацию в долговременную память.
    Вот подсознание как раз оперирует данными из долговременной памяти. Человек не задумывается о том, как ему выйти из комнаты - просто выходит через дверь. Человек не будет "трогать" огонь - знание о вредоносности огня заложено в подсознании.
    Мировоззрение человека строится на таких знаниях из долговременной памяти. В ранних стадиях развития человечества все знания достигались опытным путём: потрогал, обжёгся, запомнил. В наше время потребности в знаниях слишком велики, всего не достигнишь опытным путём. Как заработать в интернете, как играть на рынках акций, как сделать ремонт в квартире?... Таких вопросов миллионы. И человек ищет ответы на них в доступных для себя источниках.

    Этим и пользуются те, кто хочет влиять на людей. Их главная задача - просунуть нужную им информацию в подсознание человека, обойдя сознание. Им не нужно, чтобы человек анализировал полученные факты и решал для себя их важность. Им нужно, чтобы люди безоговорочно запоминали нужные алгоритмы поведения.
    Я не буду заострять внимание на том, кому это нужно. Западным политикам, отечественным политикам, рекламщикам... да мало ли кому. На человека ежедневно обрушивается масса информации и правда в том, что часть "пропихивается" в подсознание, не привлекая к себе внимание.

    Таким образом, я перехожу к основной части статьи - методам воздействия на человека. Если вы будете знать методы воздействия на своё посознание, то сможете вовремя осознать и распознать факт их применения. А значит сможете грамотно фильтровать потоки информации, защитившись от внешнего воздействия.

    Итак, методы воздействия на подсознание человека:
    1. Многократное повторение. Тут всё ясно. В *ндцатый раз увиденная реклама про Чудо йогурт натолкнёт вас на мысль о покупке рекламируемого продукта. Причём это желание у вас возникает не сразу же при просмотре этой рекламы, а непосредственно в магазине, когда вы скучающим взглядом пробегаетесь по полкам в поисках "чего-нибудь вкусненького". Самое интересное, что человек твёрдо уверен, что выбор обусловлен именно его мнением, а не навязыванием рекламой. Ну ну... Интернет реклама действует похожим образом. В сотый раз увиденный баннер на разных сайтах натолкнёт вас на мысль о том, что можно попробовать эту продукт/партнёрку/услугу и т.д.
    2. Когнитивный диссонанс. Это немного посложнее. Человеку даётся блок информации таким образом, что эта самая информация блокирует сознание человека, делая его не восприимчивым к запоминанию чего-либо. Этот метод чаще всего применяется ньюсмэйкерами. Смотрите вы новости, а там выдаётся ряд совершенно не связанных между собой событий и происшествий. В итоге, от такой кутерьмы сознание просто отключается. На следующий день вы сможете вспомнить, что вчера Буш что-то сказал, в Архангельске что-то случилось, а Путин куда-то поехал. Но вот что и куда... А чёрт с ними, лучше фильм посмотреть :) В этом плане чтение газет (интернет-порталов) куда предпочтительней, так как вы сами выбираете что и в какой последовательности вам читать. Также вы успеваете переварить полученную информацию, перечитать непонятные предложения, осмыслить ситуацию. Телевидение таких поблажек не даёт. Дикторы тараторят с такой скоростью, что осознание отходит на второй план. Тут успеть бы услышать...
    3. Эффект трояснкого коня. Великолепный "развод" человеческого сознания. Представьте, что вы только вчера узнали о том, что можно зарабатывать большие деньги в Интернете. Вы находитесь под впечатлением от услышанных фактов и цифр. Работу можно бросать, деньги будут сыпаться с сайтов, только успевай тратить. Чем впечатлительней человек, тем сильнее захватывается его сознание какой-либо новостью. Всё, пол дела сделано. Дальше нужно только вовремя подсунуть нужную рекламу или информацию. Почти со 100%-й вероятностью человек, захваченный подобной мыслью, пойдёт работать с первой же увиденной в рекламе партнёркой, купит первый же разрекламированный сервис или пакет услуг.
    4. Группировка информационно-психологических вирусов. Название сложное, суть проста. Некий ресурс, допустим новостной, доставляет до вашего сознания некий блок полезной информации, правдивость которой не подвергается сомнению. То есть вы читаете абсолютную правду. Для себя вы определяете данный источник как правдивый и абсолютно достоверный. Далее этот источник постепенно уменьшает уровень достоверности, скатываясь до откровенно рекламных и проплаченных обзоров и статей. Но люди по-прежнему будут верить этому исключительно "достоверному" источнику.
    5. НЛП. Нейро-лингвистическое программирование. Это очень популярная в наше время технология. Применяется везде и всеми, кому не лень. Суть очень проста - воздействие на сознание человека одновременно по нескольким каналам. То есть вы одновременно видите, слышите и, например, чувствуете то, что хотят доставить до вашего сознания. В результате сознание, офигевающее от такого наплыва схожей информации на разные сенсоры, сдаётся и помещает информацию в долговременную память.
    6. Подпороговые методы воздействия. Суть этого метода заключается в том, что человеку незаметно подкидывают нужную информацию. Самый распространённый пример - эффект 25го кадра. Хоть его эффективность и поставлена под сомнение (мол, ребята, хорош дурить, его же видно!), но сам метод работает. В качестве ещё одного примера можно привести фильмы. Главный герой популярного фильма ходит с новеньким мобильником, пусть даже и не суёт его в каждый пятый кадр. Но продажи этого мобильника увеличиваются. Замените героя фильма на популярного блогера, а новенькую мобилу на упоминание активного использования какого-либо платного сервиса. Стоит ли говорить, что случаи покупки лицензии на использование этого сервиса резко возрастают. Заметьте, я говорю не об активной рекламе, а о простом упоминании. Как бы "между прочим".
    7. Авторитетность источника. Это даже не столько метод, сколько обязательное свойство источника информации. Очень тесно пересекается с предыдущим методом. Чем авторитетней человек, рекламирующий что-либо, тем больше людей поверят ему. 

    Вот и всё. Я рассмотрел 7 основных методов воздействия внешних сил на подсознание человека. Я старался приводить примеры из жизни интернета. Хоть они и оказались притянутыми за уши, но суть, думаю, ясна. Не стоит свято верить всему, что рекламируется или пропагандируется. Имейте своё мнение и фильтруйте реально полезную информацию от специально внушаемой.

    Удачи!

    28 коммент.:

    Анонимный комментирует...

    Пора начинать изучать психологию... Прочитал и думаю, как легко удавалось бы привлекать рефералов, если в совершенстве использовать хотябы половину или даже треть из данных методов ;)

    Анонимный комментирует...

    Подсознание человека всегда реагирует на цвет. По моему мнению, проще всего сделать уникальный дизайн блога с отменной цветовой палитрой, чем я и занимаюсь. И делаю это прежде всего для собственного комфорта :

    Сергей Гудков комментирует...

    у Р. Чалдинини в "Психологии влияния" очень хорошо описаны разные методы влияния. В т.ч. 7й - использование авторитетного мнения. Причём независимо от того, разбирается ли авторитет в данной теме или нет. Как пример - реклама финансовых услуг известным актёром.
    Это один из способов манипуляции

    dex комментирует...

    Хочу добавить, что все это приводит к повышению эмоционального фона, возбудимости.

    В таком состоянии манипуляция, на повышеных эмоциях, проходит очень гладко...

    gamer комментирует...

    Если действовать методом: "доверяй, но проверяй", то и клюешь, на всякого рода заманухи, меньше!

    IlDar комментирует...

    первые три метода,на мой взгляд, взяты из книги Ричарда Броуди " Психические вирусы"... Пожалуй,моей самой любимой из подобной литературы)

    qua12345 комментирует...

    Психология человека - загадочная и еще мало изученная вещь! Огромное спасибо автору за статью! Очень интересно))

    Oleg Kolesnikov комментирует...

    Отличная статья, спасибо автору! Буду также благодарен если посоветуешь хорошей литературы.

    Лео комментирует...

    здесь читайте лучше http://uraganoptimizma.ru/
    просто не нужно слушать все подряд)))
    ну и быть оптимистом и попроще товарищи

    pavel комментирует...

    Жаль, что автор пропал. Интересная тема для дискуссии.

    max комментирует...

    а что с ним случилось? куда пропал?

    В Прорабке комментирует...

    Отличная статья, побольше бы таких а то 1 статья всего на блоге...

    кофе комментирует...

    Коренной Омич! можно было бы за да года и две статьи написать ))

    Студент комментирует...

    Согласен с автором...в интернете тоже появилось полно роликов подменяющих понятия...особенно в последнее время.

    Анонимный комментирует...

    Примитивно. Єто все на сегодня уже с детского сада известно...

    Артём комментирует...

    О!! Очень интересно! Спасибо за заметку коренному Омичу от коренного Витебчанина!!

    Val комментирует...

    Блог Омича выставлен давно, но откликнулись единицы.
    То же происходит, когда даёшь возможность выйти в люди.
    Не хотят поактивничать ни для себя ни для людей. Так продолжайте
    оставаться серыми подопытными мышками. Прозрение когда то
    приходит, но поздно. Войдёшь в мир иной ни с чем и что оставишь
    после себя всю жизнь трудясь на кого то...

    Простак комментирует...

    Тема сложная, ведь голова ето тёмная материя во всех смыслах слова. Но самое больше, что меня лично раздражает это полное отсутствие конкретики в сопредельных вопросах по НЛП, Ериксонский гип... Курсы рассчитаны на банальное заколачивание денег путём подачи огромного количества материала, в итоге не достигнув хотимого вменяют в выну плохое знание материала.

    Алексей комментирует...

    Да ну, по мне так обычное общение с людьми, которое раза в 2 больше результата принесет и в более короткие сроки, чем пытаться изучить голову человека.

    Din комментирует...

    Интересная и познавательная статья. Особенно понравилось про метод троянского коня. =)

    Дмитрий комментирует...

    Крайне интересно! Особенно НЛП, но сложно, не все способны

    Statusy комментирует...

    Да прочел и понял как мы уязвимы к людям умеющим влиять на людей с помощью перечисленных методов.
    Я просто в шоке сколько этих невидимых способов.

    ivn комментирует...

    А себя можно программировать?

    Воблеров Константин комментирует...

    Раньше работал на рекламе, и заметил интересную особенность.Если вложить в нее мало денег- она бесполезна (эффекта 0, деньги на ветер), а после какого-то порога начинает быть эффективной.
    Это на тему многократного повторения

    Кофе комментирует...

    недаром, часто в рекламу для авторитетности приглашают знаменитостей

    http://transferfaktor.com.ua/ комментирует...

    Очень интересно!

    Mana комментирует...

    «Психология это наука ответов на жизненные вопросы!»

    Анонимный комментирует...

    Мда, в наше время таким подобием владеет Киселев))) Кто смотрел РТР тот поймет) Нлп прям заметно, кто знает основные приемы нлп, совпадение? не думаю :D